Error overcurrent compressor
Именно так обозначают ошибку токовой перегрузки производители кондиционеров в сервисной документации на английском языке.
Суть её заключается в том, что микропроцессор на плате управления получил сигнал от датчика о превышении компрессором допустимого тока потребления.
Так как пусковые токи компрессора превышают рабочие значения, то обычно имеется задержка около 3 секунд, после чего, срабатывает защита и появляется данная ошибка.
Данная функция в кондиционере позволяет защитить от:
- поломки компрессора
- сплавления проводов и клеммных колодок
- залипания контакторов
- возникновения пожара.
Чтобы отремонтировать кондиционер необходимо разобраться в причинах появления этой ошибки.
Причины возникновения ошибки перегрузки:
-
короткое замыкание
- КЗ может возникнуть в самом компрессоре - пробить обмотку на корпус
- также возможно возникновение замыкания на пути следования питания к компрессору - на плате, на соединительных проводах, клеммах
-
межвитковое замыкание
- в этом случае обмотку не пробивает на корпус, а замыкает отдельные витки между собой
- при этом ток увеличивается на несколько процентов, или десятков %, чего хватает для срабатывания защиты
-
высокое давление нагнетания
- из-за перезаправки хладагентом ток может значительно превышать номинальный, часто это случается при неправильной заправке в зимний период
- при плохой теплоотдачи конденсатора - когда он грязный давление может превышать норму в несколько раз
- иногда даже просвечивающийся конденсатор не отдаёт тепло, так как имеет тончайшую плёнку на поверхности с низким значением теплопроводности
-
заклинивание компрессора
- в этом случае ротор компрессора не вращается
- соответственно для двигателя это мощнейшая нагрузка - ток значительно увеличивается
Диагностика и ремонт при перегрузке
Для начала вскрываем корпус внешнего блока и освобождаем доступ к компрессору.
Включаем кондиционер в режим охлаждения
- если компрессор даже не пытается запуститься, то проверяем соединительные цепи и прозваниваем сам компрессор
- устраняем замыкания в проводах
- заменяем компрессор при КЗ
- если КЗ не обнаружено, то
- неисправен датчик тока
- ремонтируем плату
- меняем плату
- неисправен силовой (IGBT) модуль
- меняем силовую инверторную плату
- при попытке запуска и последующем отключением с ошибкой
- если давление на магистрали не меняется и заметны повышенные вибрации - компрессор заклинило
- пытаемся расклинить его
- меняем компрессор
- если давление повышенное - тщательно промываем теплообменники
- давление осталось высоким? - перезаправляем кондиционер
- пониженное давление и перегрев при высоком токе говорят о межвитковом замыкании
Ремонт платы при перегрузке
Все основные операции по диагностике и ремонту рассмотрены в предыдущих статьях, в этой подробней рассмотрим восстановление платы с датчиком тока.
Датчики тока в неинверторных кондиционерах строят по трансформаторной схеме - через магнитопровод с катушками проходит силовой провод.
Уровень тока определяется по наводимой проводом ЭДС.
Принцип работы такой же, как в токовых клещах.
Катушка имеет небольшой узел обвязки и подаёт сигнал на процессор или специализированную микросхему.
Самые частые неисправности токового узла измерения тока:
- плохой контакт в местах пайки токового трансформатора
- из-за его больших габаритов нередко появляются трещины в местах пайки и потеря контакта
- неисправность деталей обвязки
Наиболее часто сгорают диоды.
Проверить их можно мультиметром в режиме "проверка диодов" - они должны прозваниваться в одну сторону, а в другую нет.
Если диоды пробиты - меняем их на новые.
Инверторные кондиционеры имеют встроенные в IGBT-модули датчики тока и отремонтировать их возможно только заменой этих модулей или полностью силовой платы.