Как найти утечку фреона

Как найти утечку фреона

     

    Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:

     

    • Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
    • Попаданию воздуха в холодильный контур
    • Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
    • К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
    • К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре

    Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.

    Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.

    Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре

     

    Методы обнаружения в холодильном контуре системы охлаждения

     

    Существует несколько вариантов обнаружения протечки в этом месте оборудования:

    • Визуальный - по масляным пятнам на вентилях или трубе.
    • Применение мыльного раствора.

    • Использование погружения в обычную воду.

    • Применение галоидного, электронного, ультразвукового течеискателей.

    • Добавление внутрь системы ультрафиолетового красителя.

    • Обнаружение утечки высоким давлением

     

    Обнаружение утечки с помощью мыльного раствора

     

    Обычно подобный вариант эффективен в той ситуации, когда теоретически известно предполагаемое место протечки – осталось обнаружить его на практике.

    Например, при проводимых ремонтных работах, во время замены какого-то компонента системы – когда специалист заведомо подозревает наличие утечки или видит следы масляного загрязнения. Преимущества такого варианта заключаются в простоте метода и его дешевизне.

    Сам мыльный раствор можно легко приготовить самостоятельно - с помощью обычной губки для мытья посуды и моющего средства или обычного мыла.

    Но и в магазинах продают немало средств для  этого:

    • Мыльные растворы в аэрозольной упаковке .

    • С добавлением различных вспомогательных присадок.

    • В комплекте с помазками.

    Самые известные из них - Rotenberger Rotest и Advanced EasyFind.

    Спрей для обнаружения утечек 

    В любом случае это очень доступный и простой способ обнаружения места утечки хладагента и его можно использовать совместно с опрессовкой азотом.

    Существует несколько правил, которые следует учитывать при использовании подобного метода:

    • Если мыльный раствор наносится с помощью фирменного спрея, то после применения надо его удалить, так в нём находятся активные добавк

    • При недостаточном давлении в системе можно заменить хладагент сухим азотом. Это вещество, кроме всего прочего, может создавать некоторый шум при выходе из системы в месте протечки, что позволит облегчить процедуру поиска.

    • Масляные пятна косвенно указывают на места протечек, поэтому именно в этих случаях мыльный раствор будет очень эффективным.

     Мыльная пена на теплообменнке

    Обнаружение проблемного места с помощью погружения в воду

     

    Вариант подходит в том случае, если есть возможность легко снять проверяемую часть системы и погрузить ее в воду. Предварительно необходимо заполнить ее сухим азотом и герметизировать. Обнаружить место утечки можно будет визуально – по появившимся пузырькам воздуха.

    В этом случае будет полезным добавить в воду немного моющего средства, которое, благодаря изменению поверхностного натяжения, не позволит пузырькам скапливаться на поверхности проверяемой системы, тем самым, усложняя определение точного места протечки.

    При использовании сухого азота не стоит подогревать предварительно воду, так как от этого давление заметно не увеличится.

    Применение галоидного течеискателя

     

    Подобное оборудование применяется только в тех случаях, когда в системе находится хлоросодержащий хладагент.

    Любой мастер видел, как при пайке медной трубы, если из системы выходит фреон, то пламя окрашивается в зелёный цвет.

     

    Преимущества этого варианта:

    • Устройство стоит относительно недорого.

    • Позволяет обнаруживать очень средний уровень утечки – до 150-ти граммов за год.

    Из минусов:

    • Менее эффективен, по сравнению с электронным аналогом.

    • При работе могут выделяться опасные для здоровья человека газы, поэтому необходимо, как минимум вентилирование помещения.

    • Наличие источника открытого пламени повышает уровень опасности при работе с этим оборудованием.

    Сам принцип работы галоидного течеискателя таков:

    • Воздух пропускается через специальный элемент из меди, который в этот момент подвергается нагреванию.

    • При обнаружении паров хладагента пламя изменяет свой цвет.

     

     

    Метод ультрафиолетового красителя

     

    В основном эта методика используется для автомобильных кондиционеров.

    Общая суть этой методики достаточно проста:

    • Специальный краситель закачивается внутрь системы, которая подвергается проверке.

    • Через какое-то время краска появляется на месте протечки, где ее и обнаруживают с помощью ультрафиолетовой лампы

    Главный минус этого варианта – необходимость ожидания результата.

    Обычно такой вариант применяется тогда, когда другие не эффективны.

    Второй недостаток - краситель не дешёвый и требует приобретения и другого дополнительного оборудования - ультрафиолетовой лампы и специальных очков.

     

    Проверка системы под давлением

     

    Суть метода заключается в следующем:

    • В системе повышается давление. Но не более тех значений, которые указаны на оборудовании или в техпаспорте к нему.

    • Показатели давления и температуры фиксируются.
    • Через некоторое время проверяется уровень давления – если он снижен, то утечка присутствует в оборудовании.

    Этот вариант применяется как для больших систем с протяжёнными трассами, например ВРФ-систем, так и для любых других.

    Обычно для медных магистралей и внешних блоков давление опресовки составляет 41,5 Атм., для внутренних блоков из алюминия 21,5 Атм., если в паспорте не указано другое значение.

    При больших утечках их слышно на слух -шипение.

    При маленьких можно использовать совместно другие методы - мыльную пену или добавить вместе с азотом фреон (или не стравливать остатки изначально) и использовать электронный течеискатель.

    Эффективность при этом возрастёт в разы, так как количество входящего газа при высоком давлении будет гораздо больше.

    Оборудование для опрессовки азотом

    Для крупных промышленных систем используют 40 литровые баллоны с осушенным азотом.

    Сервисные мастера и монтажники используют 10 литровые баллоны, которые легко транспортировать в легковых автомобилях, для бытовых и полупромышленных систем хватает 1-2 таких баллона.

    Для регулирования уровня давления нужен редуктор с предельным давлением более 50 Атмосфер.

    Он имеет два манометра - для измерения давления в баллоне и на выходе после редуктора.

    При выборе редуктора, необходимо быть внимательным, так как даже если шкала манометра имеет на шкале предельное значение 50 Атм. это не значит, что редуктор предназначен для этого давления.

    У каждого редуктора имеется аварийный спускной клапан, который не даст давлению на выходе подняться выше паспортного уровня.

    Самый доступный редуктор для этих целей - кислородный РК-70 с предельным давлением 70 Атм. 

     

    Использование электронного течеискателя

     

    Подобное оборудование считается наиболее эффективным вариантом обнаружения утечки хладагента. Обычно его результат проверяют дополнительно другим методом – нанесением мыльного раствора, чтобы точно определить место утечки.

    Важно помнить, что использование электронного течеискателя возможно только с оборудованием, которое работает на том виде фреона, для которого предназначен течеискатель..

    При эксплуатации этого изделия следует исключить нахождение в окружающем воздухе оксида углерода и паров спирта, так как они заметно снижают уровень чувствительности применяемого оборудования.

    Возможности подобного варианта позволяют определять очень малые утечки 3-5 гр/год.

    В электронных течеискателях есть регулировка для снижения или повышения чувствительности - для самых маленьких утечек её нужно выставить на максимум.

    Также очень удобная функция "Сброс чувствительности до фонового уровня", то есть если в окружающем воздухе находится определённая концентрация фреона, и течеискатель на неё реагирует даже при самой маленькой чувствительности, то можно сделать сброс.

    После этого данная концентрация будет считаться для него нулевой и прибор не будет на неё реагировать.

    Для повышения эффективности поиска утечки, также можно повысить в системе давление сухим азотом.

    Недостатки электронных течеискателей

    • Невозможно найти утечку на улице в ветреную погоду
    • Необходимо периодически менять датчики
    • Высокая стоимость прибора

    В последнее время появились китайские течеискатели, которые стоят не так уж и дорого, но не менее эффективны, чем их брендовые собратья от CPS или Inficon.

     

    Использование ультразвукового течеискателя

     

    Это, пожалуй, наиболее свежий способ обнаружения утечек, так как подобное оборудование начали применять в этой сфере относительно недавно. Принцип действия таких течеискателей связан с обнаружением и фиксацией звуков, которые человеческое ухо даже не может воспринимать. Собственно, они их обнаруживают и усиливают до такого состояния, которое уже может распознать специалист, занимающийся поиском утечки. Естественно, что в этом варианте желательно исключить воздействие на прибор других, посторонних звуков.

    Ультразвуковые течеискатели

     

    Наиболее точный результат работы ультразвуковые течеискатели показывают тогда, когда система находится под хорошим давлением, особенно если закачать предварительно в нее сухой азот, который будет покидать компоненты оборудования через поврежденное место значительно быстрее, чем обычный хладагент.